Советы педагога - психолога

Небольшая шпаргалка для тех, кто всерьез готов заняться воспитанием детей.  Для того чтобы воспоминания вашего ребенка о его детстве были самыми яркими и максимально счастливыми, вам обязательно нужно будет делать со своим ребенком некоторые вещи.

Далее ...

Рекомендации учителя-логопеда

Современные требования  уровня подготовки детей к обучению в школе  достаточно высоки,  и одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, стоит задача воспитания правильной, богатой, красивой  речи, необходимой ребенку для успешной коммуникации. 

Далее ...

Медицинская страничка

В детском саду создан комплекс медико-педагогических технологий, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье.

Далее ...

 

Статья в сборник по итогам II Всеросийской научно-практической конференции с международным участием
«Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» педагога-психолога Макушкиной С.В.
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников как важная часть социально коммуникативного воспитания»
Проблемы социально-личностного развития дошкольника в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Основой социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников является духовно-нравственное развитие.
В ежегодном послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации (2008 г.) было подчеркнуто, что «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
Главными задачами духовно-нравственного воспитания являются следующие:
• освоение духовных ценностей, этических знаний, накопленных человечеством;
• развитие духовных потребностей, эстетического вкуса, самосознания, эмоциональной сферы, эмпатийных чувств (сочувствия, сопереживания); коммуникативных способностей (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт);
• воспитание чувства совести, собственного достоинства, доброты.
Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский писал: «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие».
В систему духовно-нравственного воспитания ребенка входит приобщение его к культурному наследию своего народа. В “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» указывается, что «одна из важнейших ступеней развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родины».
Духовно-нравственное развитие и воспитание должно осуществляться через основные виды деятельности дошкольников. Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей, что создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. Одним из таких видов является знакомство со сказкой
Е. Н. Трубецкой отмечал роль сказки такими словами: «Представляется несомненным — сказка заключает в себе богатое мистическое откровение; ее подъем от житейского к чудесному, ее искание «иного царства» представляет собою вели¬кую ценность духовной жизни и несомненную ступень в той ле¬стнице, которая приводит народное сознание к высшим добродетелям».
Трудно переоценить роль сказки в воспитании подрастающего поколения. "Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического, она учит его мужеству и верности ; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие "правды от кривды." - писал И. А. Ильин.
Современному ребенку недостаточно лишь прочитать сказку. Деятельностная натура современных детей требует реализации своих устремлений, а возможность помочь героям сказки дарит им необыкновенное ощущения перевоплощения, проживания сказки вместе с героем, помогает глубже постичь нравственный смысл сказки.
И здесь на помощь приходят развивающие игры В.В.Воскобовича. Эти игры нацелены исключительно на развитие творческих мыслительных способностей ребенка, самостоятельно выполняя разнообразные задания, ребенок делает много открытий и приучается к творческому мышлению. Кроме того, что развивающие игры данного автора способствуют хорошему развитию пространственного воображения, логики, сообразительности, и прочих приемов и способностей мышления, они легко и органично входят в обычный игровой процесс, не меняя и не перестраивая привычные рамки. Отметим еще одну характерную особенность: в отличие от игр других авторов, детали конструкторов В.В.Воскобовича «Чудо-соты», «Чудо-крестики» и др легко сочетаются между собой, что дает простор для творчества детей и педагога. Игры компактны, а их применение в игровой деятельности с детьми невозможно переоценить.
Для более точного понимания того, как игры В.В.Воскобовича помогают решить ряд задач по духовно-нравственному воспитанию приведем примеры исходя из направлений социально-коммуникативного развития посвященного формированию духовно-нравственных ценностей:
• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
Знакомясь со сказкой, мы познаем социальные качества: жадность, бессердечие, равнодушие. Ребенок, переживая за героя сказки хочет ему помочь. И здесь на помощь приходят игры В.В.Воскобовича. Мы , жалея персонажей, тепло одеваем девочку, которая бессердечная мачеха послала в лес за подснежниками (рис 1). Понимаем, как важно принести подарок любимой дочери и помогаем отыскать Аленький цветочек (рис2).

• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и семье, включая моральные и нравственные ценности;
Мы размышляем над тем, что «родительский наказ, все равно что царский указ» и понимаем, почему девочка кинулась за братцем, которого унесли гуси-лебеди. Осознавая слово «ответственность», мы помогаем ей добежать с братцем делая ей речку, печку, яблоню (рис3). И после проделанной трудной работы понимаем важность благодарственных слов. Надо видеть, как приятно детям рассматривать свою яблоньку, которую они делали приложив усилия. И вряд ли им понравится, если их не поблагодарят! Именно после работы приходит осознание «благодарить».
• формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье
Помните, как в сказке «Аленький цветочек» попал в бурю корабль купца? И когда он вновь оказался на корабле своем детей больше всего волнует, уцелели ли подарки старшим дочерям? И горят дети желанием сделать эти утонувшие в бурю подарки («злат венец», «хрустальный тувалет»). А когда Настенька прибывает в гости к сестрам они переводят время, потому что соскучились, потому что любят ее.
• воспитание любви и уважения к малой Родине, к родной природе, к отечественным традициям
Например, в «Былине про Илью Муромца», калики перехожие напоили Илюшу водой, стал он сильным и отправился он на поле помогать отцу с матерью. А затем испросил Илья благословения у родителей идти защищать землю Русскую. Любопытен момент, что детей очень заинтересовало благословение. А зачем это? А как это? И проник в душу тот факт, что на любое дело, даже на святое, надо отправляться с благословения своих родителей. Что это как не восстановление связи с родовой и семейной памятью?
И понимая, что идет Илюша на благое дело дети с увлечением наделяли его коня волшебной силой богатырской (рис5), чтобы не подвел конь.
А собирая Илью или Добрыню (рис7) на защиту Руси дети не просто выкладывают фигуру (рис8), они знакомятся с деталями одежды: колпак узорчатый, кольчуга, шлем, палица, копье, булава, меч.
И надо видеть с каким удовольствием мальчишки самостоятельно дают в руки богатырям щит и меч, как сжимаются их пальчики, как хотят они запечатлеть образ богатыря в своей памяти.
«Посмотрите, какого славного и могучего богатыря вы сложили. Мальчики, присмотритесь внимательней, может это вы себя сложили? Ведь кто знает, возможно и вы впишите свой подвиг в историю нашей страны, возможно о вас потом будут складывать былины и петь песни»

*формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
Понимают и принимают близко к сердцу дошкольники и тему творчества. В «Каменном цветке» по сказам Бажова, их поражает, что Данилу не удовлетворяет работа, которую он сделал, пусть она даже всем нравится. Он хочет сделать так, чтобы его самого удовлетворяло качество и степень его мастерства. Эта тема поиска творческого пути вызвала даже спор у детей: « А смог бы я разбить цветок?». Интересно, что впоследствии, дети, самостоятельно выкладывая из деталей «Чудо-Сот» или «Чудо-Крестиков» свои цветы, прислушивались к себе – а мне нравится? доволен ли я продуктом своего творчества? Только в деятельности, в создании своего продукта мы можем понять и осознать свою творческую составляющую (рис 9)
• формирование оценки нравственных понятий с целью педагогического воздействия художественного слова на детей, получения первичных ценностных представлений о понятиях
Близка детям и тема сострадания и сопереживания: они радуются, что взял Кокованя вместе с Даренкой еще и Муренку и делают вывод, что за добро отплатят тебе добром. «А вот если бы не взял Муренку, то и Серебряное копытце не увидел» - делают вывод дети. И с удовольствием, прослушав отрывок, как бегали Муренка и козлик по полянке, выкладывают и Муренку и козлика из деталей «Прозрачных льдинок». Выложив, испытывают дети восхищение, удовлетворение от проделанной работы
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
Именно в этом направлении нам успешно помогают развивающие игры В.В.Воскобовича. Эти игры не только активизируют познавательную деятельность детей, но и приучают к собственному творческому активному мышлению, развивают самостоятельность. Стремление воплотить задуманный сюжет помогает формировать саморегуляцию. Дети понимают, что доведя до конца собственный замысел они получат ни с чем ни сравнимое удовольствие творчества.
Поэтому игры В.В.Воскобовича так притягивают детей, а впоследствии и взрослых к нам на занятия. Отметим еще скрытую дидактическую задачу данных игр. Пока ребенок вовлечен в сюжет и с помощью игр становится полноправным участником сказки, игры активизируют познавательную деятельность детей, а при высокой вариативности применения используются нами в течение всего года во всех возрастных группах
Отметим, что работа с играми В.В.Воскобовича в данном контексте может быть предложена детям с ограниченными возможностями здоровья. Важно помнить о том, что многие социально-личностные достижения, которые формируются у детей с сохранным развитием спонтанно, для детей с ограничениями по здоровью представляются затруднительными. Исходя из этого, отметим, что именно данное сочетание сказки и развивающих игр направлено на создание и реализацию условий для всестороннего развития детей с учетом имеющихся у них нарушений и компенсаторных возможностей. Сказкотерапевтический компонент окажет положительное влияние на эмоциональную сферу, формирование духовно-нравственных ценностей а работа с играми не только поможет стать соучастником сказки.
При грамотной реализации вышеописанных принципов формируются условия, способствующие формированию духовно-нравственных ценностей, осознанию себя членом общества с принятием норм и правил, формированию творческого интеллекта ребенка, а также первоначальных норм самооценки и самоконтроля у детей. Это имеет колоссальное воздействие на их дальнейшую учебную деятельность и жизнь в коллективе.

 
 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff
.